Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Виды дидактических игр для дошкольников и младших школьников

Игра – важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт.

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми. При этом дидактическая игра тесно переплетена с процессом обучения и активно способствует формированию знаний и умений детей.



Классификация дидактических игр для дошкольников

Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как ученые разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.

По использованию материала:

·         настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
·         игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
·         словесные – «Краски», «Загадки».




По содержанию обучения и воспитания:

·         по формированию математических представлений;
·         сенсорные;
·         словесные;
·         другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.

По виду деятельности:

·         беседы;
·         путешествия;
·         загадки;
·         поручения;
·         предположения.



Структура дидактической игры

Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.
Структура дидактической игры вмещает:

·         дидактическую задачу;
·         игровую задачу;
·         игровые действия;
·         игровые правила;
·         результат игры.
Дидактическая задача

Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и руководят ей. В процессе обучающей игры должно происходить усвоение поставленных учебных задач.
Игровая задача

Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.


Игровые действия

Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.


Игровые правила

Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.


Результат игры

Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.

Функции дидактической игры

Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:

·         Обучающая. Формирует у детей новые знания, умения, навыки, а также закрепляет их. Развивает познавательные процессы, расширяет кругозор;
·         Воспитательная. Оказывает влияние на детскую личность;
·         Ориентационная. Учит разбираться в ситуации, используя полученные знания в дальнейшем;
·         Мотивационно-побудительная. Помогает активизировать деятельность детей, связанную с непроизвольным познавательным интересом.



Особенности дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются игры, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.
У детей 7-10 лет дидактические игры несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные. Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу. Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.



Условия проведения дидактических игр

1.  До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
2.  Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
3.  Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
4.  Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.



Комментариев нет:

Отправить комментарий