Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста


Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги,
малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, познает их свойства, качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей.
Сенсорное развитие ребенка- развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В начале второго года жизни, точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник и меховую шапку он называет «Киской» и т. п.). Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Ведущей в раннем детстве, является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий может выступать раскладывание предметов на две группы. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие. Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, моторика развивается речь, мышление, память.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, шары и другие. Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами (наборами геометрических фигур, вкладышами). Новые дидактические пособия можно изготовить и самим педагогам.
Так например:
• «Накорми поросенка»
Цель. Развитие мелкой моторики
• «Воздушные шары»
Цель. Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
• «Поиграем с прищепками»
Цель. Учить детей подбирать прищепки нужного цвета, развивать мелкую моторику
• «Разложи геометрические фигуры по образцу»
Цель. Формировать представление о геометрических фигурах.
• «Веселые помпончики»
Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, формировать сенсорное представление.
• «Кто, что ест?»
Цель. Развитие познавательных способностей и мелкой моторики.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогике на всех этапах ее развития эта проблема занимала одно из центральных мест.
�� � � � �w< �$: звивают мелкую моторику рук,, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие  взрослых.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.





Комментариев нет:

Отправить комментарий