Дидактическая игра,
как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира.
Встав на ноги,
малыш начинает делать открытия.
Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с
разнообразными предметами, рассматривая их, познает их свойства, качества.
Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие
сенсорных способностей.
Сенсорное развитие ребенка- развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве. В начале второго года жизни,
точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами,
зачастую ориентируется на отдельные бросающиеся в глаза признаки, а не на
сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник и меховую шапку он называет «Киской» и т. п.). Но если усвоение происходит
стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается
поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Ведущей в раннем детстве, является предметная деятельность,
поэтому сенсорные задания
целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и
величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий.
В качестве таких действий может выступать раскладывание предметов на две
группы. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине.
Наконец, в качестве
особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие. Одним из
важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается опыт ребенка,
совершенствуется его восприятие, моторика развивается речь, мышление, память.
Богатые возможности
для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе
народные игрушки: башенки, матрешки, шары и другие. Большое
значение имеют и упражнения с дидактическими материалами (наборами геометрических фигур, вкладышами). Новые дидактические пособия можно изготовить и самим
педагогам.
Так например:
• «Накорми поросенка»
Цель. Развитие мелкой
моторики
• «Воздушные шары»
Цель. Учить различать
и называть цвета, развивать моторику
пальцев рук через действия с предметами.
• «Поиграем с прищепками»
Цель. Учить детей подбирать прищепки нужного цвета, развивать мелкую
моторику
• «Разложи геометрические фигуры по образцу»
Цель. Формировать представление о
геометрических фигурах.
• «Веселые помпончики»
Цель. Развивать зрительно-моторную координацию,
формировать сенсорное представление.
• «Кто, что ест?»
Цель. Развитие познавательных способностей и мелкой
моторики.
Значение сенсорного развития в
раннем детстве трудно
переоценить. На этапе раннего детства
ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной
педагогике на всех этапах ее развития эта проблема занимала одно из центральных мест.
�� � � � �w< �$: звивают мелкую моторику рук,, сообразительность, тактильное и зрительное
восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение.
Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о
предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх,
особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие взрослых.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми
в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения,
старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а
они - нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий