В современных условиях
особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития
мышления является дидактическая игра – это процесс, который связан со свойствами предметов (их
формой, весом, величиной, цветом, особенностям, выполнением с ними различных
действий. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знанию, овладению
способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов,
учатся классифицировать, обобщать сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает
сосредоточенность, обеспечивает лучшее
освоение программного материала, В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимодействия с
игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на
присутствие элементов занимательности:
отгадывание, поиска, сюрпризности, и т. п.
Для дидактической игры характерны наличие игрового замысла
или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил
обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает
осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует
на детей, продумывая дидактические приемы
проведения, добивается,
чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя
материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания,
формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы, в
частности, мышление.
Значимость дидактических игр
состоит в том, что они оказывают
влияние на формирование математических представлений, развивают такие
качества ума, как его подвижность
и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры
помогают развить такие качества, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. При
подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед
каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался
при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Если
ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить,
что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий.
Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.
Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр
помнить, что «ориентировка в
форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и
речью самих детей организует
детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает
его более целенаправленным и осознанным». Воспитатель, используя интерес детей к игровому
действию, побуждает их
присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное.
Итак, важная
роль дидактической игры развития мышления ребенка объясняется тем, что она
вооружает доступными для него способами активного воздействия, моделирования с
помощью внешних, предметов действий такого содержания, которое при других
условиях было бы невозможно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий