Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста


В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития мышления является дидактическая игра – это процесс, который связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностям, выполнением с ними различных действий. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знанию, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала, В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимодействия с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: отгадывание, поиска, сюрпризности, и т. п.
Для дидактической игры характерны наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывая дидактические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы, в частности, мышление.
Значимость дидактических игр состоит в том, что они оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры помогают развить такие качества, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения. Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным». Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное.
Итак, важная роль дидактической игры развития мышления ребенка объясняется тем, что она вооружает доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметов действий такого содержания, которое при других условиях было бы невозможно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий